Название статьи |
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ ВЫЗОВЫ
И СУБЪЕКТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ АКТОРОВ
|
Авторы |
Савинова Алина Владимировна, аспирант, Ульяновский государственный технический университет (Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32), savinova_91@mail.ru
Шиняева Ольга Викторовна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии, социологии и связей с общественностью, Ульяновский государственный технический университет (Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32), olses@rambler.ru
|
Индекс УДК |
316.332
|
DOI
|
10.21685/2072-3016-2017-4-10
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В условиях стремительного развития экономики и компьютерных технологий общество выдвигает новые требования к институту высшего технического (инженерного) образования. Инженерное образование функционально настолько, насколько соответствует социальным вызовам, актуальным потребностям рынка труда и их восприятию основными акторами образовательных учреждений. Цель статьи – осуществить анализ функций и функциональности высшего инженерного образования в контексте объективных требований общества и субъективных представлений студентов технических вузов.
Материалы и методы. Анализ построен на основе обобщения теоретических положений зарубежных и отечественных социологов о функциях института образования и их изменениях; обработки и интерпретации результатов вторичного анализа всероссийских социологических исследований и авторского опроса студентов инженерных направлений Ульяновской области.
Результаты. Было обнаружено несовпадение между объективными требованиями общества к высшему техническому образованию и субъективными представлениями о профессии студентов. Современное инженерное образование недостаточно эффективно формирует необходимые компетенции студентов и способствует их профессиональному становлению.
Выводы. Современная высшая техническая школа не может ограничиваться выполнением функции транслирования знаний, она должна выступать источником нового знания, формировать профессиональные ценности постиндустриального общества. Потребность совершения «технологического прорыва» ставит технические вузы перед необходимостью формирования профессионально подготовленных, инициативных, владеющих новыми компетенциями выпускников. Повышение функциональности инженерного образования возможно через взаимодействие основных акторов процесса – института высшего образования, работодателей и учебных заведений.
|
Ключевые слова
|
функциональность инженерного образования, функции технического вуза, отношение студентов к инженерным профессиям
|
 |
Скачать статью в формате PDF
|
Список литературы |
1. Дюркгейм, Э. О социальном разделении труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1991. – 610 с.
2. Дюркгейм, Э. Социология образования : [пер. с франц.] / Э. Дюркгейм ; под ред. В. С. Собкина. – М. : ИНТОР, 1996. – 80 с.
3. Мангейм, К. Диагноз нашего времени / К. Мангейм. – М. : Юристъ, 2004. – 700 с.
4. Тимошенко, С. П. Инженерное образование в России / С. П. Тимошенко. – Люберцы : Изд-во ВИНИТИ, 1999. – 84 с.
5. Алешин, В. И. Становление инженерного образования в России / В. И. Алешин // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – № 4. – С. 262–266.
6. Сапрыкин, Д. Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы / Д. Л. Сапрыкин // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 125–137.
7. Ягудина, Л. Р. Оценка качества целевой подготовки инженерных кадров в условиях образовательного кластера / Л. Р. Ягудина // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2015. – С. 600–604.
8. Понукалина, О. В. Социальные технологии оптимизации процессов трудоустройства выпускников российских вузов / О. В. Понукалина // Наука и общество. – 2013. – № 1 (10). – С. 96–99.
9. Работодатели не понимают поколение Y // Исследовательский центр портала Superjob.ru. – URL: https://www.superjob.ru/research/articles/111816/rabotodateli-neponimayutpokolenie-y/
10. Акманаева, Д. Х. Роль научной деятельности студентов в повышении функциональности российского высшего образования / Д. Х. Акманаева, О. В. Шиняева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные
науки. – 2011. – № 4 (20). – С. 60–71.
|